-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Suboshi

 -Я - фотограф

Очередная порция Альфы и Рейдена


И ещё о Капитанах из Ершова

Среда, 16 Июня 2010 г. 10:54 + в цитатник
Немного я уже цитировал здесь, теперь позволю себе привести более объёмные выписки.

И в любом случае капитан воздушного судна обязан быть личностью, умеющей оценить обстановку -- и не только в воздухе, -- взять на себя ответственность и известный риск, принять решение, дать команду, проконтролировать ее, исправить руками, если подчиненный ошибся, -- и решить задачу так, чтобы люди, сидящие за его спиной, ничего не почувствовали, кроме восхищения.
Командир экипажа должен организовать его работу. По возможности так, чтобы эта работа вызывала у экипажа, скажем, чувство удовлетворения. <...>
Это -- одно важнейшее качество капитана. Но авторитет его зиждется еще на одном. Экипаж должен видеть в капитане Человека.
Люди, вынужденные работать бок о бок в течение длительного времени и еще решать при этом серьезные задачи, должны научиться быть терпимыми друг к другу, несмотря на все свои недостатки. И капитан, на мой взгляд, должен быть в этом примером. Поэтому второй вопрос, который задается у нас: "что за человек?"
Каким образом сколачивает каждый капитан свой экипаж, как настраивает его на работу -- дело таланта. <...>
Чтобы сработаться с человеком, надо быть в какой-то степени психологом. И надо уметь в чем-то уступать, всегда, однако, помня, что Дело от этого страдать не должно. В разумной взаимосвязи этих факторов -- талант капитана, как и любого руководителя, впрочем.
Капитан должен все силы прилагать к одному. В сложнейших перипетиях полета на плечо этого вот конкретного человека придется опереться не раз. И этот конкретный человек верит, что ты его не убьешь. Что уж его-то капитан -- это Капитан... еще поискать таких.
Такое мнение о себе надо ценить и всячески подкреплять своей профессиональной и человеческой состоятельностью.
В хорошем экипаже нет тайн. Капитану надо -- не казаться, а быть -- самым грамотным, эрудированным, мудрым, достойным человеком.
Я хвалю людей. От этого у них вырастают крылья. Терпеть не могу, когда меня ругают, и сам никогда не ругаю подчиненного.
Словечко. "Подчиненный". Брат мой по профессии. Из одной чашки пьем. <...>
Дело капитана -- увлечь экипаж так, чтобы все стремились работать красиво, дружно и слаженно.

Нельзя все время держать себя и экипаж в нервном напряжении.
Мне очень важно, чтобы на посадке, самом сложном этапе полета, каждый мой человек думал не о незаконченном споре, не подыскивал в нем последний, самый решающий аргумент, не давился незаслуженной обидой, образно говоря, не рычал глухо в плечо товарища, а наоборот, был готов, со всеми силами и со всем желанием, красиво, для души, сделать то, что мы можем только вместе,
дружно -- и лучше всех.
Каждый из нас -- мастер. Мы в этом убеждались годами. Мы вместе делали друг из друга мастеров. Мы возвышали друг друга примерами личного мастерства.
Какие споры? Какие дебаты? Какие аргументы? Сейчас мы снова убедимся, а заодно покажем всем еще раз: смотрите же, как ЭТО делается! Учитесь, пока мы еще живы.

И связь по телефону я веду громко не только потому, что после полета хуже слышу, а и по привычке вести связь отчетливо. Вы бы послушали в эфире моего чуть косноязычного Филаретыча: Левитан!
Кстати, вот еще одно требование: пришел в авиацию -- должен уметь четко и внятно, командным голосом изложить, доложить, приказать; должен уметь сформулировать мысль, должен, в конце концов, уверенно донести через микрофон информацию пассажирам .
-- Уважаемые пассажиры! Говорит капитан корабля. Я приветствую Вас на борту самолета Ту-154 авиакомпании "Красноярские авиалинии"... Расчетное время...
Уж если ты, Капитан, общаешься с пассажирами, делай это красиво.
Проводницы говорят мне: "Василич, когда на эшелоне ты говоришь пассажирам, что на борту все в порядке, -- веришь, нет -- они просто балдеют. У них наконец все разжимается внутри. Интонация такая у тебя, что ли".

Мудрым человеком сказано: "Если летчик идет в полет как на подвиг, значит, он к полету не готов".
Тонкость тут такая. Скорее -- не настроиться на само выполнение полета, а, как говорят радисты, "отстроиться" от помех, оставить их за порогом штурманской. Войти в стереотип обычной, обыденной работы, чтобы вместе с дачей взлетного режима тебя охватило надежное состояние уверенности: через двадцать секунд машина ляжет грудью на упругий воздушный поток, и ты спокойно станешь исполнять свое предназначение в этой жизни.

А я -- о личности Капитана.
Капитан во все времена был и должен оставаться Капитаном. Для этого требуются определенные личные качества, и одно из них то, о котором Пастернак превосходно сказал как о "дворянском чувстве равенства со всеми".

Спасала любовь к полетам. Это то, что сильнее усталости, сильнее страха, это благородное романтическое чувство полета, мастерства и достоинства. Кто же, как не мы. Да, тяжко. Да, на пределе и за пределами. Но... будет, будет мягчайшая бабаевская посадка, и шлейф дыма за колесами, и высочайшее наслаждение Мастера, сделавшего своими руками превосходную Вещь!
Сейчас я горжусь. Мне выпало такое вот трудное, выстраданное счастье. Может, -- и дай бог -- такое счастье испытали и Вы в своем нелегком труде и мастерстве. И дай бог Вам такого же гордого сознания, что и в Вашей жизни был настоящий Полет.

Лезем вверх. Я и без локатора вижу впереди стену туч, "наковальнями" упершихся в тропопаузу. Коля следит, автопилот набирает, Алексеич прикрывает спину, Филаретыч ерзает. Эти -- проведут машину хоть через что.
Я через очки поглядываю. Краем глаза.
Набрали 11600... эх, еще бы метров сто-сто пятьдесят -- и выскочили бы сверху; но идем как раз в верхней, размытой, слоями, вуалью, облачности. Чуть потряхивает.
Улучив момент, когда Витя наклонился к своему портфелю, заглядываю в локатор: мне надо видеть общую картину. Понятно: проходы есть, но Филаретычу придется повертеться. Коля разогнал машину и дает команду Алексеичу сдернуть газы.
Я читаю книгу.
-- Василий, вот тут, сорок километров, две стоят: одна правее...
-- Угу.
-- Да брось ты эту книжку! Тут вертеться надо, а он читает.
-- Ну, обходи.
Коля потянул раструб локатора к себе, глянул, отодвинул. Сидит, руки на штурвале. Филаретыч автопилотом вводит машину в разворот, следит по локатору, докладывает Тобольску, записывает, настраивает...сигарета догорела, сейчас пепел упа... Все. Ему не до пепла. Он весь в деле.
Я вижу все. Но зачем мешать людям работать, если они сами хотят. Внешне флегматичный Коля, с реакцией горнолыжника, готов парировать любой бросок. Алексеич подобрался и готов выполнить любую команду. Филаретыч бегает по потолку. Хороший экипаж. Моя роль -- сохранить спокойную обстановку. Ребята, я -- читаю. Все в порядке.
Прошли. Вот видите. Перекур.

© В.В.Ершов "Записки ездового пса"
Рубрики:  цитаты
Метки:  

Nemuro   обратиться по имени Четверг, 17 Июня 2010 г. 09:30 (ссылка)
Спасибо за книгу. Очень голову в порядок приводит.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку