Спойлеры не просто возможны, они тут кишат, как кишечные паразиты.
Основная моя мысль всей последней трети книги это, что неудивительно, "о боже, только не егерь!". Я избалованный продукт конца XX века, я не слишком-то верю в удачные мезальянсы, особенно в удачные мезальянсы в Британии перед Первой Мировой =_= У Лоуренса ситуация мезальянса смягчается, как ни странно, именно разнополостью пары - леди Чаттерлей, несмотря на все закидоны, дитя своей эпохи, и жена да прилепится к мужу: ей действительно проще примириться с разницей воспитания, ибо женщинам той поры приходилось с теми или иными её аспектами сталкиваться неизбежно, воспитание женское и мужское было слишком разграничено, слишком раздельно, женщина и мужчина - чужаки и terra incognita, так велика ли важность, что они ещё и социально чужи? А Морис и Алек - мужчины, воспитанные мужским миром, мужским социумом, где эсквайр может увлечься поселяночкой, вплоть до осуждаемого обществом брака (какой скандал! вы слышали, слышали?), но не может воспринять слугу, как равного... да чёрт с ним, с равенством, как просто подобного себе!
"Он предположил, что слуги состоят из той же плоти и крови, что и они сами, но тетушка громко возразила: «Ну уж нет»". О чём они будут говорить вне постели? О диалоге Платона "Пир"? О Патетической симфонии? Об охоте и крикете? Морис ненавидит крикет... В общем, я не верю, что у них есть будущее, к сожалению, но сам факт самоосознания Мориса, самоопределения, финализации мучительных отношений с Клайвом можно всё-таки счесть вполне счастливым концом. Да и потом - вот-вот начнётся Первая Мировая, противоречия, в общем-то, могут не успеть набрать критическую массу.
Впрочем, книга тем не менее хороша и... честна, что ли. Честна в описании чувств главного героя, я имею в виду. До такой степени, что порой читать становится мучительно, ибо узнаёшь собственные эмоции, препарированные на предметном стекле. И дело отнюдь не в специфике гомосексуальности, сумятица и болезненность первой любви узнаётся независимо от пола её объекта. Я встречал до того высказывания о "Морисе" в ключе "картонные и бесчувственные персонажи", теперь думаю, что этим критикам, видимо, хотелось рейтинговой клубнички, а не романа о кристаллизации характера и чувств. Да кто ж им судья... Надо будет, наверное, экранизацию посмотреть, там отличный кастинг.
И к вопросу о воспитании - дивная фраза из предисловия, в целом очень чуткого и доброжелательного (как же! классик литературы! тут попробуй только процитировать самого Форстера на тему "ублюдков оскар-уайльдовского типа"!), фраза симптоматичная и неизбывная: "В дальнейшем Форстер воспитывался исключительно женщинами, что не могло не сказаться на его сексуальной ориентации". Sapienti sat, так сказать.